Проповедь в праздник Успения Пресвятой Богородицы.

20190828 155236 Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
 Дорогие братья и сестры, наша Церковь отмечает сегодня великий двунадесятый праздник Успения Пресвятой Богородицы. 
Недавно мы совершали с вами празднование Преображения Господня - преображение жизни человеческой, будущее преображение, которое показал нам Христос Спаситель. А сегодня, в День Успения Пресвятой Богородицы, мы совершаем с вами торжество преображения смерти. Преображения смерти человека из трагедии, из того, что несет бесконечную и невозвратную скорбь в нечто совершенно новое. И связано это торжество с Пресвятой Богородицей.
 После крестной смерти Иисуса Христа Пречистая Его Матерь около пятнадцати лет жила в Иерусалиме, в доме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, которому поручил Ее Сам Господь со креста. Вот приблизилось время переселиться ей в небесную обитель Сына Своего. Когда Матерь Божия молилась на горе Елеонской, Ей, – рассказывает предание, – явился Архангел Гавриил, принесший финиковую ветвь, и известил о Ее кончине через три дня.
 Пречистая несказанно обрадовалась, услышав такое известие, и начала готовиться. Ей хотелось напоследок проститься со всеми апостолами, которые были рассеяны по всему миру для проповеди. И Господь, ко дню Ее преставления, исполнил её желание - чудесным образом они все явились в Иерусалим, кроме апостола Фомы. Они были свидетелями Ее мирной, тихой, святой и блаженной кончины. Сам Господь Иисус Христос, во славе небесной, окруженный безчисленным множеством Ангелов и праведных духов, явился принять душу Пречистой Матери Своей и со славой вознес Ее на небо.
 Так окончила земную жизнь Свою Пресвятая Дева Мария! С возжженными светильниками и пением псалмов апостолы понесли тело Богоматери в Гефсиманию, где погребены были Ее родители и Иосиф. Неверующие первосвященники и книжники, пораженные величием погребального шествия и озлобленные почестями, воздаваемыми Богоматери, послали слуг и воинов, чтобы разогнать провожавших и сжечь тело Богоматери. Возбужденный народ и воины с яростью устремились на христиан, но были поражены слепотой. В это время проходил мимо иудейский священник Афоний, который бросился ко гробу с намерением повергнуть его на землю; но едва коснулся он руками одра, как Ангел отсек ему обе руки: отрубленные части их повисли у одра, а сам Афоний упал на землю с криком.
 Апостол Петр остановил шествие и сказал
Афонию: «Убедись, что Христос истинный Бог». Афоний тут же исповедал Христа истинным Мессией. Апостол Петр велел Афонию с усердной молитвой обратиться к Богоматери и приложить останки рук к частям, повисшим у одра. По исполнении этого руки срослись и излечились, а на месте отсечения остались лишь знаки. Ослепший же народ и воины с раскаянием прикоснулись к одру и получили зрение не только телесное, но и душевное, и все с благоговением присоединились к шествию.
 На третий день после погребения Божией Матери прибыл отсутствовавший, по воле Божией, апостол Фома. Он был очень огорчён тем, что не успел проститься с Богородицей и апостолы решили открыть гроб, чтобы дать возможность Фоме попрощаться, но там они не нашли тела Богоматери. Вечером того же дня, во время трапезы, апостолы увидели в воздухе Пресвятую Деву на небесах, живую, со множеством Ангелов. Стоящая и неизреченной славой осияваемая Богоматерь сказала апостолам: «Радуйтесь! Я всегда с вами»; апостолы воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам». Это явление Богоматери совершенно убедило апостолов, а через них и всю Церковь в Ее воскресении.
 Дорогие братия и сестры, Святая Церковь повелевает нам не скорбеть в день Успения Божией Матери, а радоваться, потому что в такой дивной кончине Преблагословенной Девы к утешению всех явилась сила Господа, Который смертию Своей и Воскресением сокрушил жало смерти и из страшной и мучительной сделал ее для верных Своих последователей радостной и блаженной. Здесь – первая причина нашей радости.
 Во-вторых, мы радуемся о Самой Пречистой, ибо Она после скорбей и страданий, которыми, по предсказанию праведного Симеона, преисполнена была Ее жизнь, наконец получила награду, соответствующую Ее добродетели. Пречистая Дева до самой блаженной кончины Своей умаляла Себя, смирялась, терпела; но с этих пор, со дня Ее Успения, начинается и Ее возвеличение и прославление. Таким образом при гробе Богоматери обнаружилось новое значение смерти, данное ей Воскресшим из гроба: будучи доселе наказанием за грех, она сделалась теперь свидетельницей добродетели, наградой за подвиги, совершенные в жизни.
 Третью причину радости изъясняет Кондак Успения: "В молитвах Неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование гроб и умерщвление не удержаста". Если при жизни Своей Она была Ходатаицей за бедных пред Сыном Своим, то по преставлении Ее и вознесении на небо во всей силе стали исполняться сказанные Ею в утешение скорбевшим об Ее отшествии слова: "Не оставлю вас в сиротстве по Моем преставлении – не только вас, но и мир буду посещать, назирать и помогать бедным". По Своем преставлении Пресвятая Дева стала Предстательницей и Заступницей за всех, поистине Матерью всего христианского мира.
 Дорогие братия и сестры, взирая на блаженное успение Богоматери, постараемся и мы усердием в добродетельной жизни и презрением к пороку сделать свою кончину мирной. Чем достигла столь блаженной кончины Пресвятая Дева? – Чистотой целомудрия, строгостью воздержания, постоянством в молитве, смирением и терпением в трудных обстоятельствах, упованием на Промысл Божий. Поэтому, подражая примеру Богоматери, будем стараться идти путем тесным, который приводит к вечной жизни. 
 Да, действительно, на этом пути необходимо терпение. И потому, укрепляясь надеждою на Бога, будем стараться терпеть все скорби, болезни и все трудности, какие надобно терпеть, чтобы устоять на праведном пути. "Ибо претерпевый до конца, той спасен будет" (Мф.10:22). Так поступая, каждый из нас будет иметь истинный мир в душе и надежду блаженной мирной кончины; последний час не будет страшить нас, и конец настоящей жизни станет для нас началом жизни вечной, и гроб – лествицею к небу. Аминь.
 
Майструк Марина, выпускница регентского отделения ХДС, певчая Свято-Ольгинского храма.